Центр суфийской мистической практики, Конья (Konya) является местом паломничества всего мусульманского мира. Этот крупный город вырос из окружённой глиняной стеной деревни, ставшей в Средние века столицей турок-сельджуков. Сейчас она живёт в сердце каждого правоверного турка, которые часто говорят о ней с большей гордостью, чем о турецких знаменитых курортах. Здесь жил Джелаледдин Руми по прозвищу Мевляна (Наш мастер), основавший Мевлеви, орден крутящихся дервишей, суфийский мистик, труды которого помогли изменить исламскую мысль и сформировать адаптированную к турецким условиям мусульманскую культуру.
Конья считается одним из наиболее религиозных и консервативных городов в Западной Турции, и, поскольку здесь до сих пор играют значительную роль учения таких суфийских мистиков, как Мевляна и Хаджи Бекташ, она является оплотом исламских фундаменталистов, предлагающих наиболее жёсткое прочтение ислама. Так, в память жителям Западной Турции запал случившийся в 1980-е годы случай жестокого избиения мужчины, который курил на улице во время Рамадана.
Содержание статьи
Впрочем, к иностранцам здесь относятся гораздо спокойнее. Жители Коньи объясняют свою суровость, плохо оборудованные школы и более низкий, чем, например, у жителей побережья Эгейского моря, уровень образования тем, что их район хуже финансируется Анкарой. Даже обязательный памятник Ататюрку повёрнут здесь спиной к центру города и лицом на север, к Анкаре, что, как говорят тут, является символом пренебрежения к ней власти с самого начала существования Турецкой Республики.
Однако часто именно «отсталость» умиляет приезжающих в Конью туристов. Это восьмой по величине город в Турции, с населением около 500 тысяч жителей, но личные автомобили здесь имеют лишь единицы, и основным средством передвижения являются велосипеды. Конья окружена одной из самых плодородных в Турции равнин (этот район здесь часто называют «турецкой житницей»), а её парки добавляют ещё больше зелени выходящим повсюду на поверхность природным светлым камням. Впрочем, город может показаться блеклым зимой и выжженным солнцем летом, что не отличает, а напротив, сближает его с другими городами Центральной Турции.
Краткая история Коньи
История Коньи намного длиннее и интереснее истории любого другого турецкого города. Первое поселение на этом месте возникло в VII тысячелетии до нашей эры. Потом здесь по очереди жили хетты, фригийцы, римляне и греки. Здесь вместе проповедовали изгнанные из Антиохии апостолы Павел и Варнава, а в 235 году нашей эры в Икониуме (так называлась Конья при византийцах) состоялся первый Вселенский собор христианской церкви. Она играла центральную роль и во времена западных сельджуков, сделавших её столицей Румского султаната.
После того как в 1071 году турки разгромили византийцев в битве при Манзикерте, они попробовали основать столицу в Изнике, который находится на другом берегу Мраморного моря прямо напротив Стамбула. Вскоре их выбили оттуда соединённые войска византийцев и крестоносцев, но они продолжали править на большей части Восточной и Центральной Малой Азии до начала XIV века. Хотя идея постоянной столицы была сельджукам чужда, со времён Сулеймана ибн Кутульмуза, потомка одержавшего победу при Манзикерте султана Альпарслана, Конья стала местом, где проживали султаны.
В начале XIII века самый выдающийся сельджукский султан Ала ад-Дин Кейкубад привлёк ко двору множество художников и учёных, что положительно сказалось на развитии искусства и философии. Многие здания Коньи относятся к этому периоду времени, в то время как в её музеях представлены редкие образцы характерной для сельджуков плиточной работы, резьбы по дереву, ковроткачества и каменной кладки. Все эти формы позднее легли в основу искусства пришедшей им на смену Османской империи.
Приезд и размещение в Конье
Автовокзал Коньи расположен очень неудобно – в 15 километрах к северу от городского центра. Чтобы добраться туда, езжайте на трамвае с надписью «Alaeddin» до парка Alaeddin, а там пройдите пешком или сядьте на долмуш до главной улицы города Mevlana Caddesi. Железнодорожный вокзал располагается немного ближе, в конце Ferit Pasa Caddesi. От него до центра ходят такси и долмуши. Аэропорт Коньи связывают с центром города бесплатные автобусы авиакомпании THY.
На отогаре (автовокзале) в Конье автобусы встречают люди, зазывающие в гостиницы и магазины ковров, а также гиды, многие из которых имеют весьма смутное представление о том, где находятся местные достопримечательности Турции. Впрочем, ориентироваться в Конье нетрудно даже без карты. Центр города находится на холме в Alaeddin Parki, который окружает большое автомобильное кольцо, а главная улица города, Alaeddin Caddesi, переходящая потом в Mevlana Caddesi, тянется на юго-запад к стоящему на другом холме музею Мевляны.
Лучшие гостиницы и рестораны города находятся в центре. До всех главных исторических памятников и других достопримечательностей можно дойти пешком. Туристическая справочная находится по адресу: Mevlana Cad 21. В ней можно заказать билет на проходящий в декабре фестиваль крутящихся дервишей, но для этого надо обратиться сюда задолго до события, поскольку на представлениях, проходящих по поводу праздника, всегда бывает полный аншлаг.
Гостиницы Коньи
Большая часть гостиниц Коньи находятся на или около улиц Alaeddin и Mevlana Caddesi. Обычно найти, где остановиться, здесь не проблема. Исключение составляет декабрь, когда Конью заполняют гости фестиваля и цены на номера значительно повышаются. В это время предварительное бронирование номеров в отелях обязательно.
1). Отель «Balikcilar» – Если деньги для вас не проблема и вы хотите поселиться в самом лучшем месте, то попробуйте эту бросающуюся в глаза трёхзвёздочную гостиницу напротив комплекса Мевляны, в номерах которой есть кондиционеры, спутниковое телевидение и балконы с видом на музей. Местонахождение: Mevlana Caddesi;
2). Отель «Huma» – Занимает здание с низкими балконами в неосельджукском стиле, расположенное близко к парку Ала ад-Дин и практически ко всем видам городского транспорта. Со вкусом обставленные комнаты с кондиционерами, столовая, бар, в котором можно расслабиться, и дискотека для полуночников. Местонахождение: Alaeddin Bul;
3). Отель «Ulusan» – Уютная, чистая гостиница за почтой. Общие ванные комнаты на первом этаже также безупречно чистые, с новой сантехникой. Номера на втором этаже имеют отдельные ванные, замечательно отремонтированы и оборудованы вентиляторами и телевизорами. Завтрак в стоимость проживания не входит. Местонахождение: Carsuisi РТТ Arkasi;
4). Отель «Yasin» – Находится на тихой улочке недалеко от мечети Азизие. Предлагает большие, светлые комнаты с кафельной плиткой на полах и телевизорами, но обои в номерах, где есть ванные, иногда отклеиваются. Доброжелательный персонал говорит по-английски, внизу имеется приятная комната для завтраков. Местонахождение: Aziziye Cad Sok 25;
5). Отель «Catal Aile» – Дружелюбный персонал делает эту гостиницу популярной как среди турок, так и среди путешествующих с рюкзаками иностранцев. Спокойные, просто обставленные номера и терраса на крыше. Местонахождение: Nali Fikret Sok у Mevlana Caddesi;
6). Отель «Mevlana Sema» – Центральное отопление, кондиционеры и мини-бары делают вполне комфортабельными крошечные, безвкусно обставленные комнаты с пёстрыми обоями и покрывалами на кроватях. Местонахождение: Mevlana Caddesi;
7). Отель «Yeni Kosk» – Небольшая, спокойная, с хорошим персоналом гостиница, о которой положительно отзываются путешественники. Чистые номера с кондиционерами, телевизорами и ванными комнатами. Местонахождение: Kadalar Sok 28, у Aziziye Cad.
Достопримечательности Коньи
Музей Мевляны
Музей Мевляны – один из самых интересных музеев Турции. Он располагается в бывшем текке, первом доме ордена Мевлеви в восточной части Mevlana Caddesi, и виден издалека благодаря бирюзовому конусообразному куполу над гробницей Джелаледдина Руми. Считается, что земля, на которой стоит текке, была подарена отцу Мевляны, Бахаэддину Веледу, сельджукскими султанами. Бахаэддин Велед был похоронен здесь в 1232 году, и его гробница находится рядом с гробницей сына.
Согласно легенде, после того как здесь похоронили умершего в 1273 году Джалаледдина, гробница его отца встала вертикально, что свидетельствовало о необычном уважении отца к сыну (в Турции до сих пор сохраняется обычай, согласно которому сын должен вставать, когда в комнату входит отец). Соседние с гробницей помещения были увеличены челеби, последователями Мевляны, которые стали во главе ордена после его смерти. Эти залы были местом мистических занятий, медитаций и церемониальных танцев «сема», которые проходили здесь с 1273 году.
В 1925 году Ататюрк запретил все суфийские ордена, так как на протяжении веков различные секты дервишей время от времени начинали оказывать влияние на политику, а новый лидер страны не хотел, чтобы они помешали светским реформам. Большинство зданий музея, в том числе текке и семахане, построены в XV – начале XVI века султанами Баязидом II и Селимом I. Напротив входа стоит до сих пор действующий «шадирван» (фонтан для ритуальных омовений). Вдоль южной и восточной стен двора идут кельи, где молились и медитировали дервиши, а сегодня располагаются их восковые фигуры в костюмах, которые они надевали во время своих церемоний.
Перед тем как новые члены ордена получали право жить в такой келье, они тысячу и один день трудились в бесплатных столовых для бедняков, открытых для всех желающих. После окончания срока послушания они могли вернуться в общество, чтобы работать и даже жениться, продолжая оставаться членами ордена. Рядом с домом шейха (главы ордена), где теперь располагается администрация музея, находится библиотека с 5 тысячами томов, посвящённых ордену Мевлеви и суфийскому мистицизму.
Через двор, в главном здании музея, находится мавзолей с гробницами Мевляны, его отца и других значительных членов ордена. У дверей надо разуться и встать в очередь паломников, для которых посещение могилы учителя является основной целью путешествия. Женщины должны покрывать головы, а если вы пришли сюда в шортах, то, независимо от вашего пола, вам дадут юбку, чтобы закрыть ноги. Степень уважения к учителю можно оценить по всхлипываниям и страстным молитвам перед его саркофагом, тем не менее, немусульман здесь также встречают уважительно и приветливо, что строго соответствует учению Руми, который всегда проповедовал религиозную терпимость.
I). Ритуальный зал Семахане
Примыкающий к мавзолею полукруглый зал, в котором проходили обряды сема, считался лучшим в Турции Семахане. Теперь там размещена экспозиция, представляющая среди прочих предметов музыкальные инструменты дервишей, в том числе и тростниковую флейту ней. Послушники-музыканты не покупали и не покупают ней – их им дают «муршиды», духовные (и музыкальные) наставники. Тростник, из которого делают эти флейты, до сих пор растёт повсюду в Юге-Восточной Турции. Считается, что звук, который они издают, – это их плач по родному водоёму. В «Месневи» же говорится, что это стенания человеческой души о воссоединении с Другом (так Мевляна называл Бога).
Звук этого инструмента и на самом деле похож на человеческий голос, а в руках виртуоза он вообще становится невыносимо пронзительным. В музее постоянно звучит запись музыки и дервишей, и голос нея ясно различим среди других инструментов. Другие экспонаты музея включают оригинально освещённую «Месневи», длинную религиозную поэму Мевляны, переведённую сегодня на двенадцать языков, и шёлковые и шерстяные ковры, большая часть которых – это дары, полученные Джелаледдином Руми от разных султанов и принцев. Один 500-летний шёлковый ковёр из сельджукской Персии со 144 узелками на 1 квадратный сантиметр считается лучшим из когда-либо сотканных ковров в мире.
Чтобы сделать его, понадобилось пять лет неустанных трудов. Представленные здесь сельджукские ковры подтверждают, что это искусство перешло к османам именно от них, так как многие рисунки и орнаменты на османских коврах впервые встречаются именно в сельджукских работах. Забранная решёткой галерея над семахане предназначалась для женщин – это нововведение появилось уже после смерти Мевляны. С потолка свисают тяжёлые цепи с вырезанными из цельных кусков мрамора шарами, а в соседней комнате хранятся шкатулка с волосами из бороды пророка Мухаммеда и замечательно освещённые средневековые списки Корана.
Остальная часть города
Улицы современной Коньи веером разбегаются от парка Ала ад-Дина, который находится в противоположном от музея Мевляны конце переходящих друг в друга улиц Mevlana и Alaeddin Caddesi. В парке можно погулять или посидеть в одном из многочисленных кафе. Он располагается на месте акрополя тепе, который, судя по сделанным здесь находкам, был заселён ещё в VII тысячелетии до нашей эры, а потом по очереди давал убежище хеттам, фригийцам, римлянам и грекам. Большая часть найденных здесь артефактов теперь хранится в музее Анкары. К северу от подножия холма находятся два блока каменной стены Сельджукского дворца, нелепо накрытые уродливой бетонной аркой.
Единственным сохранившимся зданием, которое было свидетелем хотя бы отрезка долгой истории холма, является впечатляющая мечеть Ала ад-Дина (не забудьте о добровольном пожертвовании). Её строительство было начато в 1130 году султаном Месудом I и завершено в 1221 году Ала ад-Дином Куйкебадом. Каменная кладка северо-восточного фасада более древняя. Раньше она принадлежала какому-то не идентифицированному классическому сооружению с рядом мраморных колонн разной высоты, что было мудро компенсировано каменной кладкой. Оригинальное здание, которое стояло на этом месте, очевидно, представляло собой веерообразный зал, чью плоскую крышу поддерживали шесть или более рядов древнеримских колонн.
Типичный план сельджукской мечети включает 42 колонны с римскими капителями, которые поддерживают плоский потолок с небольшим куполом над михрабом. Его прекрасная резьба по чёрному дереву датируется 1155 годом и считается древнейшим сохранившимся до наших дней примером сельджукского декоративного искусства. Во время реставрации в мечети был найден склад ковров, которые были переданы в Музей Мевляны, а останки восьми похороненных здесь сельджукских султанов, в том числе воинственного Альпарслана и Ала ад-Дина Кейкубада, до сих пор лежат в гробнице в отдельном зале мечети.
Каратай Медресе
Недалеко от мечети Ала ад-Дина, на Ankara Caddesi, находится ещё один значительный исторический памятник, Каратай Медресе. В построенном в 1251 году медресе теперь располагается музей керамики, однако ещё больший интерес представляет собой само здание. Его главный вход является замечательным примером исламского декоративного искусства, сочетая в себе арабскую полосатую каменную кладку, греческие колонны в коринфском стиле и определённо сельджукские элементы – высокие дверные проёмы с заострёнными посередине, напоминающими вход в юрту сталактитовыми арками.
Детали, которые отличают два главных в Конье сельджукских портала (этого и Индже Минаре Медресе) от других примеров сельджукского строительного искусства, – это использование цитат из Корана и переплетающихся геометрических рисунков. Внутри медресе наиболее интересным экспонатом вновь становится само здание. Симметричная изразцовая кладка её знаменитого звёздного купола представляет собой стилизованное изображение небес, выполненное из золотой, синей и чёрной монохромной плитки.
Лучшие османские изразцы из Изника и Кутахьи кажутся по сравнению с ней топорными. Выставленная в галереях музея керамика свидетельствует о том, что религиозные мотивы подчинялись у сельджуков светскому вкусу, и демонстрирует влияние, которое оказали на их искусство покорённые христиане и язычники: в более ортодоксальном исламском обществе изображения птиц, животных и даже ангелов в Средние века были категорически запрещены.
Индже Минаре Медресе
Индже Минаре Медресе, или Медресе Тонкого минарета, находится в восточной части парка Ала ад-Дин недалеко от остановки трамвая. Теперь в ней размещается музей деревянной и каменной резьбы. Минарет, в честь которого она названа, в 1901 году был сильно разрушен ударом молнии, поэтому сегодня самой выдающейся её деталью является главный вход, украшенный ничуть не меньше, а может быть, даже больше, чем портал Каратай Медресе.
Большая часть экспозиции музея, как и представленная в Каратай Медресе керамика, перевезена сюда из разрушенного Сельджукского дворца. Лучшие из её экспонатов – это сделанные под влиянием Византии сельджукские каменные рельефы. Среди изображений на них – крылатые ангелы и бестиарии, а также двуглавый орёл с исчезнувшей стены средневековой Коньи, ставший теперь официальным символом современного города.
Сырджалы Медресе и археологический музей
В нескольких шагах на юго-восток по улице Ressam Samo Sokak находится Сырджалы Медресе XIII века, в которой теперь размещается муниципальное правительство. Изюминкой здания, большая часть которого отреставрирована кирпичом, является прекрасное голубое изразцовое покрытие заднего крыльца – это всё, что осталось от когда-то пышного убранства её интерьеров. И крыльцо, и красивый главный вход в здание хорошо видны, даже если ворота перед домом закрыты.
Продолжая идти в том же направлении, вы скоро окажетесь у Археологического музея, в котором хранятся немногие оставшиеся напоминания о до сельджукской истории города. Среди них – хеттские артефакты, находки с близлежащих археологических раскопок в Чаталхёюке, которые не были перевезены в Анкару, и три хорошо сохранившихся римских саркофага из Памфилии, один из которых несёт на себе изображение двенадцати подвигов Геракла. К северо-востоку от музея находится полуразрушенная Сахип Ата Кюллиеси XIII века с замечательной кирпичной кладкой, каменным входом и отделанным плиткой михрабом.
Окрестности базара
На Hukumet Alani на севере Коньи находится работающий по будням базар с кирпичной Ипликчи Джамии. Это самая старая в городе действующая мечеть была построена в 1202 году. Согласно легенде, в ней молился и медитировал сам Мевляна. Стоит также взглянуть на Азизие Джамии, османскую мечеть, которую легко отличить по необычному (для Турции) минарету. Сам базар, как и весь город, сугубо традиционен, с на удивление расслабляющей атмосферой. Обратите внимание на продающиеся здесь альтернативные лекарственные средства – от настойки ромашки до пиявок.
Музей Коюноглу
В 1,5 километрах от базара, на юго-востоке центра города, находится музей Коюноглу с эклектичной частной коллекцией, подаренной городу семьёй Коюноглу. Внизу висят чёрно-белые фотографии старой Коньи, но в основном музей интересен своим расположенным наверху этнографическим разделом.
Последний состоит из богатой коллекции расшитых тканей, сельджукской и османской керамики и предметов домашнего обихода XIX века, например музыкальных инструментов и банных туфель. Здесь же представлены замечательные старинные ковры из Нигде, Коньи и Карамана, которые никак нельзя пропустить. Рядом находится старый отреставрированный дом семьи Коюноглу (открыт в те же часы, что и музей, вход свободный) с оригинальной резьбой по дереву и старинной мебелью.
Рестораны Коньи
Исконный религиозный консерватизм Коньи препятствовал развитию традиции есть вне дома, и хотя в последнее время ситуация начала меняться, ресторанов, в которых продают алкоголь, здесь ещё очень мало, и они находятся далеко друг от друга. Оформление других ресторанов и обслуживание в них до сих пор остаётся сугубо функциональным. Лучшие рестораны перечислены ниже, но если вы не против фастфуда, то попробуйте посетить не вошедшие в список многочисленные мелкие предприятия общественного питания на бульваре Ataturk.
1). Ресторан «Catal Lokantasi» – Небольшой домашний ресторанчик с хорошей едой. Здесь готовят нежный местный деликатес фирин кебап (небольшие порции баранины, запечённые в печи в глиняных горшочках). Местонахождение: Naci Firket Sokak, недалеко от Mevlana Cad;
2). Ресторан «Gulbahcesi Konya Mutfagi» – Как и расположенный по соседству ресторан Mevlevi Sofrasi, Gulbahcesi Konya Mutfagi занимает старинный дом, построенный вокруг небольшого дворика, с террасой на крыше, откуда открывается вид на комплекс Мевляны, и столиками софра, за которыми нужно сидеть, откинувшись на подушки и сложив ноги по-турецки. Однако атмосфера здесь несколько уступает таковой в Mevlevi Sofrasi. Местонахождение: Nazimbey Cad;
3). Ресторан «Halil Ibrahim Sofrasi» – Располагается в большом старинном доме справа от отеля Balikcilar. Нежные кебабы и хрустящие пиде. Местонахождение: напротив комплекса Мевляны;
4). Ресторан «Kosk Konya Muftagi» – Находится в 5 минутах ходьбы от комплекса Мевляны. В этом необычном ресторане широкий выбор кебабов, блюд, приготовленных на гриле, и фирменных блюд бёрек по цене 5 лир с человека. Летом столики размещены на веранде, выходящей в сад, зимой – в зале для обедов в перестроенном здании 1930-х годов. Местонахождение: Topraklik Cad 66;
5). Ресторан «Mevlana Sema» – Расположенный на крыше одноимённой гостиницы лицензированный ресторан со стандартным набором кебабов, приготовленных на гриле блюд и вкусной похлёбкой из зелёных бобов. Обед с пивом обойдётся вам здесь в 15 лир. Местонахождение: Mevlana Cad;
6). Ресторан «Mevlevi Sofrasi» – Возможно, лучший ресторан в городе, расположенный в нескольких прекрасно отреставрированных домах. Цены на хорошо приготовленные мезе, поджаренные на гриле блюда и кебабы составляют около 12 лир с человека. Среди более простых блюд – окра суп и хошмериим, местная сладость на основе манки. Местонахождение: Nazimbey Cad, к северу от комплекса Мевляны;
7). Ресторан «Sifa» – Удобный ресторан с хорошим обслуживанием и широким выбором холодных и горячих мезе, обычными приготовленными на гриле блюдами и печкой для выпекания пиде. Местонахождение: Mevlana Cad, напротив отеля Sifa.
Конья на карте Турции