Рейтинг: 5,00 (Голос: 1)
Загрузка Загрузка...

Турецкий город Маниса

В 36 километрах к северо-западу от Измира на равнине Гедиз (Gediz), у нижней границы национального парка Сипил Дагы, расположенного на высоте 1513 метров, лежит древний город Магнезия, основанный греками. Но на сей раз гостей ожидают не языческие храмы и не древние христианские церкви, а вполне живой турецкий областной центр Маниса (Manisa) (230 тысяч жителей), который и в своей современной, и в исторической ипостаси остаётся чисто турецким.

В оживлённом центре, украшенном обширными парками, местное население живёт, сообразуясь со своим собственным укладом, поскольку туристы забредают сюда редко. В старину турецкие султаны имели обыкновение отправлять своих сыновей в провинцию для подготовки к государственной службе. Одним из таких «городов принцев» в 1437-1595 годах как раз и была Маниса, где находятся, пожалуй, самые красивые османские мечети на Эгейском побережье.

Турецкий город Маниса

А всё потому, что каждый новый султан, взойдя на престол, имел обыкновение очень щедро одаривать то место, где провёл свои молодые годы. Надо сказать, что жизнь османских принцев вплоть до начала XVII века зависела от одного крайне жестокого закона. Чтобы не допустить споров за престол, султан Мехмет II Завоеватель (1451-1481 года) возвёл уже распространённую до того практику братоубийства в государственный правовой принцип. Так что прямым долгом нового султана было при вступлении на престол убрать с дороги всех своих братьев во имя сохранения единства государства.

Многих отпрысков, которых старый султан считал недостойными престола, зачастую велел убить сам отец. И всё равно нередко оставалось несколько кандидатов на трон, и когда умирал старый султан, важно было действовать быстрее и эффективнее всех. Для принца важнейшими предпосылками победы в этих «султанских гонках» в Стамбул были подкуп отборных войск и присутствие в гареме султана деятельной матери, ведущей интриги ради своего сына. В противном случае – смерть!

На южном конце Ибрагим Гёкчен Бульвары стоит комплекс Султан Джамии. Её основательницей была Айше Хафса, мать величайшего османского султана Сулеймана I Великолепного (1520-1566 года), который в бытность свою принцем управлял этим городом. Кроме классической мечети с центральным куполом, сооружённой в 1522 году, к этому комплексу относятся турецкая баня (хамам), медресе  (религиозная школа) и больница.

Напротив и наискосок устремляет к небу свои стройные минареты мечеть Мурадие Джамии (Muradiye Camii). Эта мечеть, построенная в 1583-1585 годах при султане Мурате III крупнейшим турецким архитектором Синаном, замечательна своим порталом, роскошной деревянной дверью, богатой инкрустацией, прекрасной мозаикой  и витражами. Особого упоминания заслуживают голубые изразцы, украшающие молитвенную нишу (михраб). Они были изготовлены на османской изразцовой фабрике в Изнике (Iznik). В соответствии с 99 именами Аллаха, мечеть насчитывает 99 окон.

Ратуша Маниса в Турции

Между этими двумя стоящими по соседству мечетями, муэдзины которых своими искусными руладами гармонично перекликаются друг с другом, находится Сарухан Бей Тюрбеси: мавзолей, где покоится Сарухан-бей. В 1313 году этот местный мусульманский правитель отвоевал город у византийцев ещё до того, как он перешёл во владение османов.

В Археологическом музее, расположенном рядом с мечетью Мурадие и Этнографическим музеем, вы увидите античные сокровища. Гордостью коллекции являются древние глиняные саркофаги  из Клазоменаи – прекраснейшие образцы ионической живописи VI века до нашей эры – и украшенный рельефами ковчег Кибелы из Сард (около 540 год до нашей эры). Достойны внимания также фигура Афродиты, прекрасные фризы с изображениями подвигов Геракла и цветная напольная мозаика.

Немного южнее, поднявшись по крутым ступеням, вы придёте к лежащей высоко над городом мечети Улу Джамии (Ulu Camii, «Большая мечеть»). Она была сооружена в 1366-1368 года на месте византийской церкви для Исхака Челеби, внука упомянутого Сарухан-бея. При этом архитектор использовал в убранстве мечети несколько ценных колонн из бывшей церкви. Перед Большой мечетью лежит площадь с расположенными вокруг неё чайханами. С этой площади и с крепости  открывается чудесный вид  на город.

В восточной части городского центра, возле базарного квартала, стоит ещё одна старинная мечеть: это мечеть Хатуние Джамии (Hatuniye Camii), издалека заметная благодаря своему белому минарету. Она была построена для жены султана Баязета II в 1488 году. В этой мечети находится великолепно украшенный минбар (кафедра, с которой имам произносит пятничную проповедь).

Руины античного города Сарды в Турции

Окрестности Маниса (античный город Сарды)

Примерно в 70 километрах к востоку от Манисы, в деревне Сартмустафа (Sartmustafa), находится древняя лидийская столица Сарды (Sardes). Здесь правили сказочно богатые цари Мидас, Гигес и последний царь Лидии, властолюбивый Крёз (560-546 года до нашей эры). Кичась своим умом, он истолковал по-своему пророчество Дельфийского оракула о том, что если он перейдёт границу между Лидией и Персией, реку Галис (нынешний Кызыл-Ирмак), то разрушит великую империю.

И Крёз решил напасть на Персию – но разрушил он при этом свою же империю, потому что битву проиграл. С этого момента страной правили персидские сатрапы (наместники), до тех пор, пока Александр Великий в 334 году до нашей эры не подчинил Сарды македонско-греческому господству. Затем цари Пергама, управлявшие западной частью Малой Азии, передали город римлянам (133 год до нашей эры). В византийскую эпоху город пришёл в упадок.

Главной достопримечательностью города, без сомнения, являются руины храма Артемиды, лежащие несколько в стороне от главной улицы среди живописных холмов. Этот храм, впервые построенный при царе Крёзе, был разрушен персами, затем восстановлен Александром, а в римский период основательно перестроен.

О прежних размерах этого сооружения (приблизительно 100 на 50 метров, 20 колонн с продольной стороны, 8 колонн с торцовой стороны) можно судить по его мощным, местами почерневшим колоннам, из которых, впрочем, лишь две стоят в полный 17-метровый рост. Прямо на нынешней главной улице находятся реконструированные в 1965-1973 года римские сооружения – гимнасий (III век, с императорским залом, банями и фризом) и синагога (I век, прекрасная напольная мозаика в квадратном внутреннем дворе).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*