Полезное
Главная / Туристическая Россия / Восхитительная Москва / Выставочный центр и Останкино
Рейтинг: 5,00 (1)
Загрузка...

Выставочный центр и Останкино

Одной из главных достопримечательностей Северного округа Москвы является Всероссийский выставочный центр, или ВВЦ (другое название: Выставка достижений народного хозяйства – ВДНХ), и дополняющие его монументы-символы – обелиск покорителям космоса и скульптура Мухиной, «Рабочий и колхозница». Эти памятники не приемлют крах системы, которую они прославляли, и смеются над триумфом капитализма.

Всероссийский выставочный центр в Москве

Грандиозные сталинские павильоны, в которых когда-то демонстрировались советские изделия и технологии, теперь заполнены разными товарами на продажу. Исследование космоса было когда-то козырной картой СССР, и вам не следует пропускать музей космонавтики, этой капсулы времени, с интерьером начала 1960-х годов, даже если вы хотели воздержаться от посещения бывшего дома главного советского создателя ракетной техники.

Станция метро «ВДНХ» в Москве

Станция метро «ВДНХ»

Когда прогноз погоды не предсказывает снег или дождь, вы можете также насладиться прогулкой в парке и видом прекрасного Останкинского дворца с его старинным театром или блуждать по рощам и любоваться клумбами Московского ботанического сада. А поблизости находится то, что вы просто не сможете пропустить, – гигантская Останкинская телебашня и Телецентр, которые и сейчас выполняют роль главного передатчика теленовостей.

Попасть туда легко. ВВЦ, обелиск покорителям космоса, музей космонавтики и монумент «Рабочий и колхозница» – все они находятся в нескольких минутах ходьбы от станции метро «ВДНХ». Оттуда же трамвай № 11 и троллейбус № 9 ходят по улице Академика Королёва к Останкинскому дворцу, до которого можно также добраться, выйдя с территории ВВЦ около Летнего театра и пройдя через Останкинский парк. Есть также хорошая пешеходная дорога, идущая в северном направлении от ВВЦ до Ботанического сада.

Монумент «Покорителям космоса» в Москве

Монумент «Покорителям космоса»

Обелиск покорителям космоса и музей космонавтики

Один из самых ярких советских памятников, обелиск покорителям космоса, представляет собой ракету, вознесшуюся ввысь почти на 100 метров на стилизованном потоке энергии из сверкающего титана. Торжественно открытый в 1964 году, спустя 3 года после орбитального полёта Гагарина вокруг Земли, он является выражением нескрываемой гордости уникальным подвигом. Обелиск вырастает из постамента, на котором выразительно изображены инженеры и учёные, В. И. Ленин – создатели космического корабля, а также женщина, поднимающая своего ребёнка к солнцу. В летнее время московская молодёжь собирается здесь, для того чтобы поиграть на гитарах.

Расположенный под обелиском Мемориальный музей космонавтики прослеживает историю ракетной техники и исследования космоса с 1920-х годов до сегодняшнего дня. На выставке демонстрируются первый ракетный двигатель, созданный Цандером и опробованный в 1931 году, модели ракет, спутников и луноходов; настоящие скафандры и космическая пища; а также фотографии космонавтов, осваивающих технику выполнения работ и приёма пищи в условиях нулевой гравитации в Звёздном городке, расположенном в Подмосковье. Фантастическая коллекция советских плакатов, посвященных космической тематике, завершает выставку.

Музей космонавтики в Москве

Музей космонавтики

Рядом с обелиском находится скульптура Константина Циолковского (1837-1935 годы), пристально смотрящегося на Аллею космонавтов, вдоль которой установлены бронзовые бюсты исследователей космоса, в то время как более скромный след героической эпохи советских космических исследований находится рядом с оградой территории ВВЦ. Дом-музей академика С.П. Королёва можно посетить только вместе с экскурсией. Музей сохраняет для заинтересованных посетителей квартиру советского учёного – «отца советской космонавтики», который воплощал теории Циолковского в практику.

Сергей Королёв начал интересоваться ракетами, когда ему едва исполнилось 20 лет, и, подобно большинству первых советских учёных, занимающихся ракетным делом, был арестован в 1937-1938-х годах. Королёв продолжал работу и получил свою первую правительственную награду в год своего освобождения. Во время триумфа советского спутника Королёва знали только как главного конструктора, а то, что он руководил созданием ракет, не было известно широкой публике до самой его смерти.

Дом-музей Королёва в Москве

Дом-музей Королёва

Бронирование гостиниц
Отели по доступным ценам
большой выбор жилья
Бронирование авиабилетов
Дешёвые билеты на самолёт
крайне выгодная цена

На буфете в его гостиной стоят модели спроектированных им космических кораблей и «дерево для орденов», подаренное ему его сотрудниками, для того чтобы он мог поместить на нём все свои награды. Многоканальные телефоны – прямая связь с Кремлём, Звёздным городком и аэродромом в Жуковском – ещё один символ его статуса в государственной системе.

Монумент «Рабочий и колхозница» в Москве

Монумент «Рабочий и колхозница»

Монумент «Рабочий и колхозница»

В другом направлении от Главного входа на ВВЦ до 2003 года стоял ещё более символический памятник – «Рабочий и колхозница». В 2003 году памятник был разобран на 40 фрагментов, его восстановление планировалось в 2005 году, однако из-за проблем с финансированием реконструкция немного затянулась. Спроектированная Верой Мухиной для советского павильона на Парижской выставке 1937 года скульптура, изображающая мужчину и женщину, шагнувших вперёд в будущее, с серпом и молотом в руках, была впоследствии перевезена из Парижа в Москву.

Во время перевозки памятник был повреждён, но уже к 1939 году его реконструировали. Общий вес монумента 80 тонн, памятник выполнен из стальных блоков. Это своеобразный символ советского индустриального прогресса. Каждый отдельный блок отливался вручную, а законченный памятник строго и тщательно исследовался из-за опасений, что конструкция слишком массивна и может не выдержать собственной тяжести. Как только памятник был установлен рядом с ВДНХ, его сразу же лично осмотрел Сталин.

Герб на монументе «Рабочий и колхозница» в Москве

Герб на монументе

Когда 50 лет спустя социализм рухнул, бездомные люди находили прибежище внутри памятника (куда можно было попасть через люк, расположенный под юбкой колхозницы). Другой пощёчиной для истинных приверженцев идей коммунизма явилось то, что в 1990-е годы фигуры памятника были незаконно одеты в комбинезоны, рекламирующие некую торговую марку одежды. Из-за монорельсовой дороги, которая теперь проходит от ВВЦ до станции метро «Тимирязевская», памятник было решено немного передвинуть при восстановлении.

Всероссийский выставочный центр

Всероссийский выставочный центр (сокращённо ВВЦ), известный также по своему прежнему, советскому названию как Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), – эта огромная ярмарка, соединённая с торговым центром, одинаково интересная как для москвичей, так и для туристов – хотя иностранцы приезжают сюда, скорее, для того, чтобы полюбоваться на павильоны и фонтаны, а не для того чтобы сделать покупки.

Панорама ВВЦ (ВДНХ) в Москве

Панорама ВВЦ (ВДНХ)

Часы работы территории Выставочного центра и его павильонов одинаковы, вне зависимости от времени года, несмотря на снег, устилающий территорию выставки, и ранние сумерки зимой, когда все фонтаны выключены, а дорожки покрыты ледяным настом. На территории ВВЦ круглый год проходят мероприятия, посвящённые праздникам или общественной жизни, о них можно узнать на официальном сайте.

В летнее время миниатюрные вагончики ходят от Главного входа выставки до бывшего павильона «Космос», расположенного в дальнем её конце, поездку сопровождает краткая экскурсия. В парке аттракционов, расположенном около входа, имеется 75-метровое колесо обозрения, которое предлагает ошеломляющий вид сверху, но ни оно, ни «американские горки» не работают в зимний период, зимой электрические автомобильчики являются самым захватывающим аттракционом, который можно здесь найти.

Главный вход ВВЦ Москвы

Главный вход ВВЦ

На вебсайте ВВЦ подробно рассказывается история его советского предшественника, ВДНХ. Она ведёт своё происхождение от Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1939 года, демонстрировавшей продукты социализма и яркие образцы монументального искусства, которая должна была открыться двумя годами ранее, но её открытие было отсрочено мрачными событиями, происходившими в стране. Множество павильонов прославляло достижения советских республик и плановой экономики; был даже один павильон, посвящённый проектам строительства ГУЛАГа.

В то время как пропаганда отрицала тот факт, что СССР был измучен коллективизацией и всё ещё был охвачен большим террором, паранойя была настолько безудержной, что статуя Сталина, которая возвышалась над выставкой, подверглась обыску на предмет отыскания бомб, как будто любой вред, который мог быть нанесён идолу, мог подвергнуть опасности и всё государство.

Копия ракеты «Восток» на ВДНХ Москвы

Копия ракеты «Восток»

Выставка имела такой успех, что была возобновлена на постоянной основе в 1954 году, с приблизительно 80 павильонами, раскинувшимися на территории в более чем 578 акров. В брежневские времена экскурсии на её животноводческие фермы были обязательными для каждого школьника, в то время как практичные москвичи стекались в павильон товаров народного потребления, рассматривая в нём экспонаты, которые они надеялись найти в будущем в продаже.

В 1980-е годы начинали появляться западные товары, и советские павильоны потеряли убедительность, которой они могли когда-то похвастаться; в 1990 году государственное финансирование выставки прекратилось, и переименованный в ВВЦ комплекс бросили на произвол судьбы. Исторические космические корабли были проданы иностранным музеям, а животных, содержавшихся в его павильонах домашнего скота, содержали в ужасных условиях, прежде чем ВВЦ нашёл свой путь к рентабельности в новом тысячелетии.

Фонтан «Дружба народов» в Москве

Фонтан «Дружба народов»

  • Павильоны ВВЦ

Невозможно представить себе ВВЦ без Главного входа, советской триумфальной арки, увенчанной статуями меньшего размера, изображающими тракториста и колхозницу со снопом пшеницы; арки, устанавливающей масштаб для аллеи фонтанов, которая проходит между павильонами, имевшими раньше понятные названия, связанные с их содержанием, а теперь просто пронумерованные.

Идите вперёд без остановки, пока не достигнете павильона «Центральный», так была переименована постройка сталинской архитектуры, увенчанная 35-метровым шпилем, напоминающим Адмиралтейскую иглу в Санкт-Петербурге. Его интерьер когда-то украшала огромная освещённая карта СССР, диорамы родного города Ленина и гидроэлектростанции в Сибири, но теперь он разделён на отдельные киоски, торгующие бытовыми приборами и косметикой, с выставкой народного искусства и остатками изображений рабочих и крестьян, нарисованных на потолке павильона.

Павильон «Центральный» на ВДНХ Москвы

Павильон «Центральный»

Памятник Ленину, установленный перед зданием, не был снесён, он расположен на своём прежнем месте, и не похоже, что его собираются сносить. Рядом расположена восьмиугольная площадь, в центре которой находится фонтан «Дружба народов», на котором позолоченные статуи девушек в национальных костюмах пятнадцати советских республик расположены вокруг золотого снопа пшеницы. Когда фонтан работает, вода множеством потоков устремляется в воздух на высоту, достигающую 24 метра, а по вечерам фонтан освещают 525 прожекторов.

Из девяти павильонов, находящихся здесь, большинство – памятники советской науке, отраслям которой посвящались их первоначальные выставки, а теперь павильоны представляют, собой, скорее, ярмарку-продажу, В павильоне № 71 когда-то демонстрировалась маленькая работающая атомная станция, стержни которой светились под водой, с 1963 года до переименования павильон назывался «Атомная энергия». Павильон «Сибирь» на ВСХВ-54 (теперь это павильон № 68) своей монументальностью указывает на неисчерпаемые ресурсы этого края.

Павильон «Украина» на ВДНХ Москвы

Павильон «Украина»

В первый зал павильона ведёт монументальный портик, украшенный скульптурами механизатора, животновода, агронома. На ВДНХ этот павильон назывался «Угольная промышленность». С 2003 года в павильоне работает Выставочно-коммерческий центр Республики Армения, где можно попробовать армянские коньяки. Чудесный деревянный фриз павильона Лесного и фермерского хозяйства, оттеняемый ярким фронтоном здания прежнего павильона «Печати», теперь заполнен карельской мебелью и называется павильоном № 67.

Ещё более прекрасен павильон № 66 (всё ещё формально посвящённый культуре), его украшает белоснежная воздушная ротонда, возвышающаяся перед павильоном. Архитекторы желали использовать этнические мотивы в соответствии с мыслью Сталина, что искусство должно быть национальным по форме и социалистическим по содержанию. Его собственная родина, Грузия, сейчас представлена в павильоне № 2 большим диапазоном вин и коньяков, а фасад павильона № 4 отличается фасадом с ковровым узором.

Павильон «Транспорт» на ВДНХ Москвы

Павильон «Транспорт»

Русская любовь к роскоши и вычурности пополам с изяществом усматривается в пышности покрытого мозаикой фонтана «Каменный цветок», окружённого скульптурами плавающих гусей и рыб и похожего на фонтан в одном из императорских дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга. Ещё более диковинно выглядят павильоны, расположенные поблизости. Колонны павильона № 18 обвиты красочными гирляндами плодов, и ничто в оформлении не намекает на то, что этот павильон был когда-то посвящён электроэнергетике.

А теперешний павильон «Золото» (павильон № 59), украшенный колосьями злаков и увенчанный башней высотой 52 метра с позолоченной звездой наверху, был в 1939 году павильоном Московской, Рязанской и Тульской областей; в 1959 году павильон получил название «Московская область», а затем, после разделения павильонов по отраслям, – «Зерно». С обеих сторон его украшенного плодами портала установлены статуи дородных доярок, садоводов, трактористов.

Дом-перевёртыш ВВЦ Москвы

Дом-перевёртыш ВВЦ

В дальнем конце проспекта установлены два советских пассажирских самолёта, открытых для посещения летом (в одном из них устроен музей), а рядом с ними расположилась ракета «Восток», почти такая же, какая унесла Гагарина на орбиту Земли; ракета установлена на огромном постаменте около павильона «Космос» – когда-то славы ВДНХ, а теперь просто павильона № 32. Его похожее на ангар помещение заполнено эхом, раньше здесь была распродажа импортных товаров; теперь тут не осталось ни следа от экспонатов выставки, павильон уже очень давно не ремонтировали.

Останкинский дворец

Московский Останкинский дворец (при повышенной влажности музей закрыт) был построен в конце XVIII века одним из самых влиятельных и богатых людей своего времени Николаем Петровичем Шереметевым. Родители Шереметева жили в основном в Кусково, поэтому Останкино имело преимущественно хозяйственное значение. В здешнем театре выступала ставшая впоследствии графиней Шереметевой Прасковья Ковалёва-Жемчугова.

Музей-усадьба «Останкино» в Москве

Музей-усадьба «Останкино»

Когда вскоре после открытия для императора Павла I здесь устраивали представление и он направлялся через лес к имению, десятки подпиленных заранее деревьев внезапно упали в стороны, открыв дворец во всей его красе. Во дворце исключительная акустика – здесь до сих пор проводятся камерные концерты. Поразительно, что весь дворец сделан из дерева и покрыт оштукатуренной фанерой; во избежание пожара он никогда не был снабжён электрическим светом или центральным отоплением – это объясняет, почему дворец открыт только пять месяцев в году.

Экскурсии начинаются каждые тридцать минут с выставки, посвящённой семейству Шереметевых, которое владело огромными землями и 300 тысячами крепостных крестьян и сохранило своё состояние, передавая землю старшему сыну, вместо того чтобы делить её между несколькими наследниками. Этой традиции придерживались до тех пор, пока внуки Шереметева не договорились взять себе равные доли наследства. Слева в колонном зале – портрет актрисы и тайной жены графа Прасковьи Жемчуговой; она умерла спустя двадцать дней после родов, после чего граф открылся, что они тайно повенчались тремя годами ранее, после четырнадцати лет совместного проживания без брака.

Дворец в Останкино в Москве

Дворец в Останкино

Около зала находится Итальянский павильон, большая комната, богато украшенная классическими узорами и гордившаяся превосходным паркетным полом, выполненным из красного дерева, берёзы и чёрного дерева. Здесь располагалась замечательная коллекция древних скульптур, и посетители, ожидающие представления, могли осмотреть их. Сводчатая галерея, отделанная искусственным малахитом и украшенная позолоченными скульптурами сфинксов, подводит посетителей к главному чуду усадьбы театру, в котором граф ставил спектакли, задействуя более 200 крепостных актёров и обучая их с семилетнего возраста.

В том виде, в котором зал существует сегодня, он является бальным залом, но здание было спроектировано так, что пол мог быть опущен, а люстры поднимались к потолку, где медный лист отражал их свет на сцену; колонны раздвигались, за ними прятались остроумные устройства для имитации звука дождя и грома (которые всё ещё работают) и вспышек молнии. Концерты классической музыки проводятся здесь три раза в неделю в июне, июле и августе.

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино Москвы

Церковь Живоначальной Троицы

Посетители могут также увидеть Египетский павильон, украшенный копиями статуй фараонов. После спектаклей зрителей всегда ожидал здесь банкет. Остальная часть верхнего этажа всё ещё восстанавливается; она была захвачена и разграблена одним из наполеоновских генералов в 1812 году, и в последний раз она использовалась в качестве жилого помещения в 1856 году. Дворец впоследствии постепенно разрушался вплоть до советских времён, когда он был открыт как музей крепостного искусства, учитывая тот факт, что был спроектирован и построен крепостными мастерами.

Наконец, вы можете погулять по классическому парку, расположенному позади дворца, в котором находятся Парнасский холм и многочисленные копии древних статуй. Около шоссе перед дворцом стоит церковь Живоначальной Троицы, сложные наличники, кокошники и синие и золотые керамические вставки которой типичны для московского барокко 1680-х годов. Построенная по распоряжению семьи Черкасских, которой принадлежала эта земля до Шереметевых, церковь была когда-то связана с дворцом крытой галереей и выполняла роль ломовой церкви.

Телецентр «Останкино» в Москве

Телецентр «Останкино»

Телецентр и телебашня

Через дорогу от церкви расположен квадратный декоративный пруд и на другом его берегу – большое здание из стекла и бетона – Останкинский телевизионный центр, комплекс студий недалеко от телебашни, чей 35 000-тонный железобетонный конус сужается от 50 метров в диаметре у основания башни до похожего на иглу шпиля 540 метров высотой, делающего её одним из самых высоких отдельно стоящих сооружений в Европе. Провозглашённая шедевром советского технологического искусства после окончания её строительства в 1967 году, телебашня стала ещё одним символом упадка России, когда в августе 2000 года в ней случился пожар.

Усилиям по борьбе с огнём мешал тот факт, что центральная часть башни не была связана с автоматической системой пожаротушения, как было предусмотрено архитектурным планом. В результате страна на короткое время лишилась национальной телевизионной системы, в течение нескольких дней телевизоры не работали, а выбор каналов для москвичей был ограничен ещё многие месяцы. Пожар на какое-то время лишил туристов возможности любоваться общей панорамой Москвы и ВВЦ с высоты 337 метров, которая раньше открывалась со смотровой площадки, и посещать вращающийся вокруг оси башни ресторан «Седьмое небо». Славу самой высокой башни за границей затмило значение Останкина в противостоянии 1993 года между Ельциным и парламентом.

Останкинская телебашня в Москве

Останкинская телебашня

Ботанический сад

Если вам понравилась природа Останкина, вы можете выйти с территории ВВЦ, пройдя вдоль цепочки живописных прудов, названных по имени селекционера Мичурина, в тихий Ботанический сад Москвы. Заложенный в 1945 году как часть послевоенного плана украшения Москвы, парк в 130 гектар состоит из березовой рощи и 200-летних дубов, а также из розария, в котором высажены шестнадцать тысяч сортов роз.

Доступ в тропическую оранжерею, японский сад и дендрарий ограничен 40-минутными экскурсиями, проводимыми примерно каждый час. В Ботаническом саду первоначально выставлялись псевдонаучные достижения печально известного сталинского академика сельского хозяйства Трофима Лысенко, чья теория, утверждающая, что наследуемые признаки не зависят от условий существования, извращала советскую биологию в течение более чем 20 лет.

  • Всероссийский выставочный центр на карте Москвы



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Капча *Капча загружается...