Районы Хамовники и Лужники несколько удалены от остальной части города и находятся на полуострове, ограниченном Москвой-рекой и Садовым кольцом, и лучше всего до них можно добраться на метро. Всего в нескольких минутах ходьбы от станции метро «Парк культуры» расположена прекрасная церковь Николы в Хамовниках, а оттуда близко до музея-усадьбы Льва Толстого. Но главной достопримечательностью являются Новодевичий монастырь, великолепный крепостной комплекс, с которым связано множество историй, и расположенное рядом кладбище, среди захоронений которого можно отыскать могилы Гоголя и Шостаковича.
Этот комплекс находится в нескольких минутах ходьбы от станции метро «Спортивная», от которой также можно быстро дойти до спортивного комплекса «Лужники», расположенного в дальнем конце полуострова. Исследование достопримечательностей этого района может быть легко объединено с посещением близлежащего парка Горького и Новой Третьяковской галереи, находящейся прямо напротив через реку от станции метро «Парк культуры».
Содержание статьи
Церковь Николы в Хамовниках
Проходящая рядом со станцией метро «Парк культуры», лента эстакады вдоль Комсомольского проспекта делает открывающуюся взору церковь Николы в Хамовниках (храм Николая Чудотворца), ещё более поразительной. Это великолепный пример красочной приходской церкви середины XVII века. Её длинная трапезная и искусно спланированная колокольня с шатровой крышей окрашены в снежно-белый цвет, в то время как все наличники, фронтоны, барабаны, изгибы купола и колонны обведены тёмно-зелёной или тёмно-коричневой красками, что напоминает цветной негатив фотографии русской церкви зимой.
Её облик завершают входы, выполненные из кованого железа, и удачно расположенные иконы святителя Николая. Защитник тех, кто находится в опасности (и святой покровитель праздника Новый год), святой Николай почитается в России как защитник ткачей, крестьян и моряков. В церкви празднуются День ангела (19 декабря) и день, когда мощи Николая были перевезены в город Бари в Италии (22 мая).
Церковь была построена в слободе ткачей (хамовников), которая возникла здесь в 1620-х годах. Это было одно из многих поселений (слобод) Москвы, создаваемых гильдиями ремесленников. Здесь запрещалось проживать не-ткачам и заключать браки с людьми, не принадлежащими к ткацкой общине. Их типичные ткацкие станки хранятся в Ткацких палатах, расположенных в 50 метрах от церкви в переулке (закрыты для публики). Это побелённое кирпичное здание с деревянной крышей считалось очень хорошим рабочим помещением по стандартам Москвы XVII века.
Усадьба Льва Толстого
Дальше на север по левой стороне улицы Льва Толстого можно видеть высокий коричневый забор с лепными украшениями и мемориальную доску, сообщающую о том, что здесь расположен музей-усадьба Льва Толстого. Граф Лев Толстой купил деревянный дом в октябре 1882 года, чтобы сделать приятное своей жене Софье Андреевне, которая была утомлена провинциальным существованием в Ясной Поляне и беспокоилась, что образование их детей страдает от сельской жизни.
К этому времени Толстой уже написал «Войну и мир» и «Анну Каренину» и, видимо, готов был отказаться от своего богатства и начать жить жизнью крестьянина – к ярости Софьи Андреевны. Дети в общем были на её стороне, но любили отца, который сам осознавал, как трудно сочетать его собственные родительские чувства с тем, что диктовала ему его совесть. Ещё более усложняя семейные отношения, Толстой колебался между мучительными философскими раздумьями и безграничной страстью к своей жене, которая родила 13 детей (8 из них выжили).
В доме-музее Толстого
Хотя эта психологическая драма разыгрывалась в течение 20 лет, которые Толстые прожили в Хамовниках, усадьба-музей сохраняет образ одного большого счастливого семейства. В его весёлой столовой на первом этаже стоит стол с английским фарфором, стены оклеены клеенчатыми обоями и увешаны портретами их дочери Марии, написанными её сестрой Татьяной. Портрет самой Татьяны (работы Репина) висит в угловой комнате, которая принадлежала старшим сыновьям, Сергею, Илье и Льву.
Спальня Толстых была одновременно гостиной и кабинетом Софьи Андреевны, с диваном для гостей и бюро из красного дерева, где она переписывала набело экземпляры его рукописей; их тёмно-коричневая кровать была скрыта ширмой. Вниз по коридору располагалась комната, в которой их младший сын Ванечка спал в детской кроватке со своей игрушечной лошадкой, зажатой в руках, а рядом находилась его гувернантка-иностранка и была устроена буфетная, где горничные пили чай. В то время как комнаты Андрея и Михаила оставляют небольшое впечатление, комната Татьяны выдаёт яркую, артистическую молодую женщину. Она часто раздражалась из-за резкой критики Толстого.
В увешанной её картинами и эскизами комнате стоит стол, покрытый чёрной скатертью, которую она просила подписывать родных и друзей, вышивая затем их подписи цветными нитками. В салоне, расположенном наверху, Скрябин, Рахманинов и Римский-Корсаков играли на рояле, а Толстой читал свои последние произведения Чехову и Горькому (здесь можно услышать ранние граммофонные записи). Застеленная коврами гостиная, полная безделушек, была любимой комнатой Софьи Андреевны, которая читала здесь рукописи Толстого, сидя у окна; её портрет (кисти Серова) висит на противоположной стене.
Наоборот, комната Марии низкая и аскетичная в соответствии с её толстовскими воззрениями; каждое лето Мария преподавала в яснополянской крестьянской школе. Далее вниз по коридору располагаются комната экономки (она работала у Толстых в течение 30 лет) и комната камердинера Толстого, который преданно заботился о своём больном хозяине и избегал другой работы, считая её недостойной себя.
В кабинете Толстого находится тяжёлый стол и тёмная кожаная мебель, соответствующая его мрачным литературным произведениям 1880-х годов. Здесь он сочинил «Смерть Ивана Ильича» и «Власть тьмы»; моральные трактаты «О жизни» и «Так что же нам делать?» – и начал свою известную, проповедующую безбрачие «Крейцерову сонату». Соседняя небольшая комната была посвящена увлечениям Толстого: тяжёлой атлетике, изготовлению обуви и велосипедному спорту (которым он увлёкся в возрасте 67 лет).
Толстой обычно проходил в свой кабинет по чёрной лестнице, находящейся около комнаты, где заготавливали на зиму овощи. Каретный сарай во внутреннем дворе превращён в видеозал, где демонстрируются документальные фильмы и экранизации произведений Толстого (как явствует из объявления), посетители могут также побродить по просторному саду, расположенному за домом.
В дальнем конце улицы находится скульптурная группа, изображающая семейство Толстых на фоне живописных мест Девичьего поля, поблизости от которого он описал сцену в романе «Война и мир», в которой Пьер Безухов является свидетелем расстрела заключённых французами. Читатели Толстого должны знать, что за несколько столетий до этого именно здесь оставляли дань татарам – позорная традиция, которая продолжалась в течение почти 200 лет, символизируя подчинение Москвы Золотой Орде.
Новодевичий монастырь
Там, где Москва-река начинает свою петлю вокруг болотистого мыса Лужников, группа светлых куполов, возвышающихся над укреплённым валом, отмечает место расположения Новодевичьего монастыря. Один из самых прекрасных монастырей в Москве, Новодевичий женский монастырь был основан в 1524 году в честь освобождения Василием III Смоленска от поляков десятилетием ранее. Монастырь стал местом жительства для многих монахинь знатного происхождения и часто играл заметную роль в политике – одна из сестёр воспрепятствовала взрыву монастыря французами в 1812 году, затушив запальные фитили. Сюда удалилась от света Ирина Годунова после смерти своего слабоумного мужа Фёдора I, когда её брат Борис Годунов был объявлен царём.
Разорённый в Смутное время, женский монастырь был восстановлен в 1680-х годах царевной Софьей, которая позже была заключена сюда Петром Великим вместе с его нелюбимой первой женой. Наследства монахинь сделали Новодевичий монастырь богатым, с большими угодьями и пятнадцатью тысячами слуг, но после революции его церкви были закрыты. В 1922 году женский монастырь был превращён в музей, что сохраняло его от худшей судьбы до тех пор, пока собор не был возвращён Церкви в 1945 году в качестве награды за поддержку в войне. Восстановление монастыря началось в 1960-х годах, а в 1988 году верующие смогли увидеть, что здесь было воссоздано. Хотя Новодевичий всё ещё официально остаётся музеем, он стал опять и монастырём, монахини и послушницы которого стараются держаться в тени.
Чтобы добраться сюда, выйдите из метро «Спортивная» из последнего вагона от центра, поверните от станции направо и пройдите до конца улицы 10-летия Октября, где увидите купола женского монастыря. Билеты продаются в кассах, расположенных на первом этаже, но никто не проверяет их, если только вы не захотите пойти на временные выставки, устраиваемые в бывших дворцах. На Пасху и в другие православные праздники, например на праздник иконы Смоленской Богоматери (10 августа) и Тихвинской Богоматери (9 июля), туристам могут не разрешить посетить церкви на территории женского монастыря, а главный собор бывает закрыт зимой.
На территории монастыря
В окружённый массивной кирпичной стеной с зубцами и двенадцатью бастионами женский монастырь можно войти через Преображенскую надвратную церковь, башню, построенную в стиле барокко, оканчивающуюся пятью позолоченными венечными куполами. Её фронтоны, украшенные лепниной в виде раковин, и резные колонны из белого камня контрастируют с красновато-коричневой штукатуркой – сочетание цветов, повторяющееся повсюду в монастыре, подчёркивается зелёными крышами и позолоченными куполами и оттеняется деревьями и плющом. Надвратная церковь была построена по приказанию царевны Софьи в 1687-1689 годах.
Сразу у входа располагается Лопухинский корпус, в котором теперь размещается архиепископ Московский. Здесь можно увидеть красиво расписанные солнечные часы. Название корпуса восходит к имени насильно заточённой здесь Евдокии Лопухиной, первой жены Петра Великого, которую принудили уйти в Суздальский монастырь, а затем заточили в Новодевичьем монастыре, после того как их брак распался и он пожелал быть свободным, чтобы иметь возможность жениться снова.
Рядом с билетным киоском, налево и вниз по дорожке, вы увидите здание, в котором находится музей икон и рукописей, касающихся истории монастыря, а если вы пройдёте чуть дальше вперёд, вы увидите макет всего комплекса с указанием дат строительства каждой его части. Наиболее интересна 72-метровая колокольня Новодевичьего монастыря, чьи шесть декоративных ярусов заканчиваются позолоченным куполом на тонком барабане. Все её части так пропорциональны друг другу, что некоторые ценители считают её самой красивой колокольней в Москве. Необычно то, что она расположена около восточной стены, а не на западной стороне, как было общепринято в российских монастырях.
Смоленский собор
В центре монастыря стоит белый Смоленский собор, высокие закомары которого делают его очень похожим на Успенский собор в Кремле. Он был построен в 1524-1525 годах по велению Василия III. Архитекторы позаимствовали проект его строительства у кремлёвской церкви Ризоположения, поставив собор на вершине высокого подклета, или подвала, что усиливало его величавость. Но что действительно впечатляет – так это массивные луковичные купола, которые были добавлены в XVII веке центральный – позолоченный, а другие – зелёные с золотыми оборками, оканчивающиеся высокими крестами. Если у вас будет возможность, стоит осмотреть интерьер церкви, который зависит от текущего состояния её реконструкции.
Его фрески были созданы не ранее 1684 года (отражение Смутного времени после завершения строительства собора) и были выполнены за 3 месяца артелью, состоящей из 35 живописцев под руководством Дмитрия Григорьева из Ярославля. Огромный пятиярусный иконостас также датируется петровскими временами, он был спасён и перевезён сюда из Успенской церкви на Покровке, уничтоженной в советскую эпоху. Цветы и гирлянды украшают иконы Смоленской и Тихвинской Богоматери в дни православных праздников. Обратите внимание на большую медную купель и деревянный навес над алтарём, датируемые второй половиной XVII века. Софья и две другие сестры Петра Великого похоронены здесь в подземных склепах.
Несколько не соответствуя своему основному предназначению, Новодевичий монастырь является местом погребения военных героев царских времён; группа их могил располагается вокруг собора. Бронзовый бюст с усами возвеличивает Дениса Давыдова, поэта и гусара, павшего в битве с французами в 1812 году, который был увековечен в стихах Пушкина и в романе Толстого «Война и мир»; в то время как генерал Орлов, который принял капитуляцию армии Наполеона, похоронен под угольно-чёрной плитой.
Около могилы генерала Брусилова – царского генерала периода Первой мировой войны, который позже присоединился к красным, установлена мемориальная доска, которая посвящена генералам императорской армии и Белому движению. Поблизости вы можете видеть красивый мавзолей в неорусском стиле, чей каменный фундамент, украшенный вырезанными птицами и цветами, вырастает из нескольких рядов позолоченных крыльев.
Другие достопримечательности
Красно-белый храм Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь) и расположенная рядом трапезная были построены по воле царевны Софьи в 1680-х годах. Ряды дугообразных окон церкви с помещёнными между ними иконами и позолоченным иконостасом, находящимся за рядом высоких подсвечников, украшают интерьер собора. Скрытое в рощице чуть поодаль здание – невысокая белая церковь Святого Амвросия, в которой располагается выставка церковной золототканой одежды и икон XVIII века.
Дальше направо стоят скромные 2-этажные палаты Ирины Годуновой, где вдова последнего монарха из рода Рюриковичей жила в уединении с 1598 года. Государственные бумаги продолжали подписывать её монашеским именем Александра, до тех пор пока патриарх Иов, сопровождаемый духовными лицами, не прибыл в монастырь, для того чтобы просить её брата Бориса Годунова принять свободный трон – демонстрация поддержки народа, которую он сам и организовал.
Южная стена монастыря украшена Покровской церковью, красно-белый фасад которой прорезают ворота, имеющие достаточную ширину для того, чтобы через них мог проехать катафалк на территорию расположенного по соседству Новодевичьего кладбища. Рядом расположен 3-этажный Мариинский корпус, в который Пётр Великий заточил свою единокровную сестру Софью после свержения её с поста регента. К Софье не допускались никакие посетители, кроме её тётушек и сестёр, но она не чувствовала никаких неудобств до восстания стрельцов в 1698 году, когда она была принуждена постричься в монахини, что сразу отрезало её от мирской жизни.
Согласно народной молве, 195 мятежников были повешены перед окнами Мариинского корпуса, в то время как 3 главаря, которые просили, чтобы Софья присоединилась к ним, были повешены прямо перед её окнами и оставались висеть там всю зиму. Однако некоторые утверждают, что Софья на самом деле жила в покрытом зелёной кровлей здании Напрудной башни, а стрельцы были повешены вне городских стен – не так близко, как об этом говорит молва.
Новодевичье кладбище
За южной стеной монастыря находится знаменитое Новодевичье кладбище, где похоронены многие известные писатели, художники и политические деятели – более «престижны» только похороны в Кремлёвской стене. Кажется, это место было выбрано Троцким удачно для его последней публичной речи в России, на могиле его старого друга A.A. Иоффе, который совершил самоубийство в знак протеста против сталинской диктатуры. В брежневскую эпоху здесь был похоронен сверженный лидер Хрущёв, после чего кладбище было закрыто, чтобы предотвратить любые демонстрации на его могиле.
Теперь, когда ограничения на посещение кладбища сняты, русские люди приезжают на это тихое место, для того чтобы возложить цветы на могилы и вспомнить об ушедших. Входные билеты продаются прямо у ворот, в 100 метрах к югу от монастыря. Внутри кладбище разделено на три главные секции, каждая из которых состоит из двух или более участков с бесчисленными рядами могил, что может поначалу смутить, однако маршрут, описанный выше, является хорошим способом посетить могилы наиболее известных людей и посмотреть, установленные на них памятники.
Могилы известных людей
Наибольшее число могил знаменитых людей находится в самой старой части кладбища, куда можно попасть, пройдя через разрыв в стене, находящийся недалеко от могил многих советских генералов – довольно неподходящая компания для похороненного здесь Юрия Никулина, циркового клоуна и артиста. В первом ряду от стены – похожий на валун памятник на могиле Владимира Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи», а рядом, но чуть дальше от стены располагается могила Николая Гоголя.
Когда советские историки вскрыли могилу Гоголя, они нашли следы ногтей на досках гроба, это, возможно, доказывает, что Гоголь был похоронен живым, но находящимся в состоянии летаргического сна. Через два ряда – могилы Антона Чехова и его жены актрисы Ольги Книппер-Чеховой, расположенные близко к могиле Константина Станиславского, близость, которая отражает их плодотворное сотрудничество в Московском художественном театре.
Писатель Михаил Булгаков похоронен прямо напротив, его могила скромная, но её всегда украшают живые цветы. Далее – могилы художников Валентина Серова и Исаака Левитана и композитора Дмитрия Шостаковича. Такая же разнообразная группа могил находится на участке № 1, где трогательная скульптура напоминает о жене Сталина Надежде Аллилуевой, похороненной недалеко от фамильного участка Вячеслава Молотова, который продолжал служить Сталину даже после того, как его собственную жену сослали в ГУЛАГ. Поэт-футурист Владимир Маяковский похоронен около любителей искусства братьев Третьяковых, Павла и Сергея.
На стене, смежной с монастырём, расположены две огромные мемориальные доски, установленные в память о тех, кто погиб в авариях самолёта «Б-6» и авиалайнера «Максим Горький» в 1930-х годах. На участке № 4 могила советского министра иностранных дел Андрея Громыко (наводящая на размышления о превратностях его карьеры – возвышение, а затем резкое падение) соседствует с обелиском, поставленным в память об анархисте князе Кропоткине. Чуть ближе расположены могилы режиссёра Сергея Эйзенштейна и оперного певца Фёдора Шаляпина; на могиле последнего установлена статуя в натуральную величину.
Через дорогу расположены могилы композиторов Александра Скрябина и Сергея Прокофьева и вызывающая умиление статуя педиатра Леонида Персианова, укачивающего новорождённого ребёнка. Пройдя через северо-западную часть кладбища, мимо могилы диктора радио Юрия Левитана, изображённого с микрофоном, вы попадёте к могиле Никиты Хрущёва. Замечательное надгробие на могиле Хрущёва было выполнено Эрнстом Неизвестным, которого Хрущёв когда-то критиковал, но в своём завещании просил заказать памятник именно ему – бронзовое пушечное ядро, зажатое между зазубренными белым и чёрным монолитами, символизирующими добро и зло.
Другие участки посвящены изобретателям и конструкторам, творения которых украшают их надгробные плиты, – от батареи ракет «катюша» над бюстом Георгия Кариофилли до вздымающегося на могиле Глеба Котельникова парашюта, от скульптуры в виде крыльев птицы и реактивного самолёта на могиле Андрея Туполева до изображения телевизионной Останкинской башни на могиле Николая Никитина. Вы также найдёте бюст Давида Ойстраха, играющего на своей скрипке, и могилу лётчика Георгия Байдукова с моделью земного шара, на которой показан его трансполярный перелёт от Москвы до Ванкувера в 1937 году. На обратном пути к выходу – могилы двух людей, связанных с новейшей историей страны.
Статуя генерала Александра Лебедя, в полной военной форме с наградами, сидящего на фоне щита и меча, сделана в память о генерале воздушно-десантных войск, которого почитатели видели когда-то спасителем России; он погиб в вертолётной катастрофе в 2002 году. Расположенная поблизости скорбная женская фигура, согнувшаяся над плитой, поставлена в память о Раисе Горбачёвой, которая разрушила традицию невидимых кремлёвских жён, всегда сопровождала президента в заграничных поездках в качестве «советской первой леди» и которая повысила престиж российской культуры и завоевала симпатию народа. Она умерла после долгой болезни в 1999 году.
Музей метро и спортивный комплекс «Лужники»
Осмотрев красоты Новодевичьего монастыря, вы можете пройти к выходу из другого выхода станции метро «Спортивная» и посетить занимательный Народный музей Московского метрополитена, скрывающийся над постом милиции станции «Спортивная». Для того чтобы попасть в музей, войдите в деревянную дверь без надписи направо от выхода (если вы выходите со станции) и поднимитесь на третий этаж.
Экспозиция музея столь же стара, как и само метро. Фотографии, запечатлевшие строительство самых первых линий в 1930-х годах, прославляют роль комсомольских добровольцев. Не нужно было импортировать дорогостоящие машины, потому что был выбран метод глубокого прохождения тоннелей, который вызывал меньшие разрушения на поверхности и позволял создавать более глубокие станции, которые могли служить бомбоубежищами.
Проектом руководил Лазарь Каганович, в честь которого называлась вся система метрополитена до 1957 года, когда он был изгнан из Политбюро Хрущёвым, бывшим его заместителем двадцатью годами ранее, и который затаил обиду, за то, что его собственный вклад в строительство метро не был по достоинству оценён. Оставив историю в стороне, вы можете осмотреть кабину машиниста и получить хорошее представление относительно того, как работает метро на примере различных работающих моделей.
Тоннель от станции метро «Спортивная» ведёт к просторному спортивному (олимпийскому) комплексу «Лужники», построенному в 1950-х годах и модернизированному к Олимпийским играм 1980 года (последняя реконструкция спортивного комплекса была завершена в конце 2017 года). На его площадках устраивается ежегодный московский фестиваль пива, а не так давно здесь был знаменитый вещевой рынок. Центральный бывший стадион Ленина – теперь называемый стадионом «Лужники» – был одним из первых объектов в Москве, которые были приватизированы.
На восток от стадиона расположен Дворец спорта на 13 тысяч мест, в то время как на противоположной стороне Комсомольского проспекта поблёскивает многоцелевой спортивный зал «Дружба», который москвичи прозвали «золотистой черепахой». Отсюда вы можете видеть протяжённый мост, по которому поезда метро пересекают реку в направлении Воробьёвых гор и Московского университета.
Новодевичий монастырь на карте Москвы