Пока нет оценок
Загрузка...

Храм Изумрудного Будды

Сочетающий в себе гармонию странно-красивых цветов и форм, Храм Изумрудного Будды (Wat Phra Kaeo) – лучший образец тайского религиозного искусства и главная буддистская святыня страны. Храм Изумрудного Будды, строившийся как личный королевский храм, занимает северо-восточный угол громадного здания Королевского дворца Бангкока (Grand Palace), который был официально открыт в 1785 году в честь основания новой столицы и возрождения тайской нации после Бирманского вторжения. Все последующие короли улучшали дворец, и сейчас дворцовый комплекс занимает 61 акр. К сожалению, для туристов, помимо храма, открыта лишь малая часть этой территории.

Единственный вход в комплекс, окружённый 2 километрами зубчатых стен, – это Ворота Блистательной Победы, которые находятся в центре северной стены, на улице Thanon NA Phra Lan. Через них вы попадёте на дорогу, с которой открывается чудесный вид на сверкающие шпили храма слева, а справа показываются унылые здания Министерства королевского двора: это сердце всей церемониальной жизни королевства, здесь решается всё: от доставки стульев до покупки урны, когда умирает кто-то из высшего общества. В конце дорожки сверните влево к кассам и входным турникетам.

Бот Изумрудного Будды в Бангкоке

Посещение Храма Изумрудного Будды и дворца стоит 200 батов (ежедневно с 8.30 до 15.30, дворцовые залы и Музей оружия по субботам и воскресеньям закрыты). Бесплатная экскурсия на английском языке проводится в 10.00 и в 13.30, когда много туристов, дополнительные экскурсии начинаются в 10.30 и в 14.00. Аудио-гид с двухчасовой записью обойдётся в 100 батов (в залог нужно оставить паспорт, кредитную карточку или 5 тысяч батов). На входе вам выдадут бесплатную брошюру и карту, так же как и при посещении Тикового дворца (Vimanmek Palace) в районе Дусит.

Это самое священное место в Таиланде, поэтому вам следует уважительно к нему отнестись. Нельзя заходить в храм в одежде без рукавов, шортах, просвечивающей одежде, саронгах и мини-юбках, спортивных штанах, шлёпанцах или вьетнамках. Если в ваш рюкзак не поместилось всё необходимое, отправляйтесь к офису справа от Ворот Блистательной Победы, где вам выдадут достойное облачение и обувь (бесплатно, носки – 15 батов), а взамен попросят оставить какое-нибудь удостоверение личности (паспорт, водительские права или кредитку) или залог в 100 батов за каждый предмет одежды.

Знаковые места Храма Изумрудного Будды

Когда вы входите в Храм Изумрудного Будды, кажется, что вы попали на богато украшенную сцену со множеством деталей: от безукоризненно чистых плит на полу до кричаще-ярких крыш. Хотя каждый день сюда приходят сотни иностранных туристов и, по меньшей мере, столько же тайских паломников, храм, в котором не живёт ни один монах, сохраняет такой благородный вид, как будто был построен только вчера.

Поначалу кажется сложным разобраться в хитросплетениях храмовой структуры, но основная планировка очень проста. Турникеты в западной стене открывают проход к задней части бота (внутреннего храма), где находится Изумрудный Будда; верхняя терраса слева идёт параллельно северной стене, а весь комплекс окружён сводчатыми стенами, на которых вы увидите исключительные фрески, изображающие сцены из «Рамаяны».

  • Проход в бот Изумрудного Будды

Сразу же за турникетами вы столкнётесь с шестиметровыми якша, уродливыми демонами из «Рамаяны», которые взирают на Изумрудного Будду от всех ворот храма и охраняют его от злых духов. Менее шокирует беззубый старик, отлитый из бронзы, который сидит на постаменте у задней стены храма. Это отшельник-индус, давший миру йогу и народную медицину. Перед ним лежит большой тяжёлый камень, на котором раньше целители измельчали свои травы, что придавало им дополнительную силу. Продолжая обходить храм, вы окажетесь у главного входа на востоке, перед которым расположены серые статуи с явными китайскими мотивами.

Рядом с Куан Им, китайской богиней милосердия, вы увидите прочную колонну, сверху украшенную цветком лотоса. Эту колонну китайская община Бангкока преподнесла в дар Раме IV в те 27 лет, когда он был монахом. Далее располагаются две симпатичные коровы, поставленные в честь того, что Рама I родился в год Коровы. Верующие подносят свои дары Изумрудному Будде к этим статуям, откуда через открытую дверь храма можно увидеть эту святыню, но, ни в коем случае нельзя осквернять чистоту внутренней части помещения каплями со свечей и пеплом от китайских ароматических палочек.

Неподалёку, в юго-восточном углу храма, обратите внимание на красивые картины со сценами из сельской жизни, которые выполнены в голубых и золотых красках на дверях беседки Гандхарского Будды. Эта постройка играла главную роль в древнем королевском обряде вызова дождя. Крышу украшают тысячи змей (нага), символизирующие воду. Внутри запертой беседки, среди атрибутов, используемых в ритуале, хранится бронзовая статуя Гандхарского Будды, который правой рукой делает жест, призывающий дождь, а левую руку подставил так, чтобы поймать его. В засушливые годы эту статую регулярно обмывали водой и держали вдали от женщин во время песнопений буддистских монахов и индусских браминов.

  • Бот Изумрудного Будды

Бот, самое большое сооружение в храме, – это одна из тех немногих построек, что изначально была в Храме Изумрудного Будды. Но, тем не менее, он так часто достраивался, что сейчас выглядит творением ребёнка с неуёмной фантазией. Восемь камней сема указывают на границы священной территории бота, каждый из которых изображён в виде необычайно яркого сказочного замка.

Они соединяются между собой низкими стенами, расписанными изящными китайскими пейзажами. Стены самого бота сверкают позолотой и цветным стеклом. Стены поддерживают 112 золотых статуй гаруда (птице людей), которые держат нага (змей), в честь того, что бог Индра спас мир, убив облако-змея, выпившего всю воду на земле. С помощью специальных символов король изображён в традиционной роли заклинателя дождя.

Внутри бота на девятиметровом пьедестале находится небольшая фигурка Изумрудного Будды, чья тайна притягивает сюда паломников со всего Таиланда. В этом месте нужно вести себя особенно почтительно и сидеть, подогнув ноги так, чтобы носки обуви не смотрели в сторону Будды. Объяснение духовной силы этой шестидесятисантиметровой фигурки из жадеита нужно искать в легендарном прошлом. Считается, что эта статуэтка была создана в Шри-Ланке.

Нашли её в XV веке, когда в древнее чеди Chiang Rai открылась трещина. Тогда эту статуэтку провезли по всему северу, и где бы она ни появлялась, происходили чудеса. А затем её забрали в Лаос на целых два столетия. Так как считалось, что фигурка приносит своему владельцу неслыханную удачу, в 1779 году будущий Рама I захватил Вьетнам и отобрал статуэтку обратно, с тем, чтобы установить её в центре своей новой столицы как талисман короля и всей страны.

У Изумрудного Будды есть три разных костюма, по одному на каждый сезон. В жаркий сезон на нём корона и украшения короля Аюттхаи; в дождливый сезон, когда монахи уходят для уединения, – позолоченное монашеское одеяние, испещрённое голубыми эмалевыми капельками; в прохладный сезон Будда закутан в золотую шаль. Переодевать Будду – это работа самого короля, хотя из-за возраста нынешнего короля в последние годы эту церемонию проводит наследный принц.

В 1997 году Будде преподнесли в дар новый комплект одежд; старый сейчас хранится в музее Храма Изумрудного Будды – а те из новых одежд, что в данный момент не используются, выставляются на обозрение среди блеска корон и драгоценностей в Павильоне Королевских украшений и монет. Он находится между кассой и входом в Храм Изумрудного Будды. Среди различных предметов, которые лежат у пьедестала, есть и маленькая чёрная фигурка Будды Победы, которого Рама I всегда брал с собой на войну как талисман.

  • Верхняя терраса Храма Изумрудного Будды

В восточной части верхней террасы находится Королевский пантеон (Prasat Phra Thep Bidon), где можно увидеть великолепное смешение стилей. Пантеон появился благодаря кхмерской концепции «девараджа», то есть божественного происхождения королей. Внутри находятся выполненные в полный рост из бронзы и золота статуи всех королей, правивших с тех пор, как Бангкок стал столицей Таиланда. Эта постройка открывается только по особым случаям, например 6 апреля, в день династии Чакри.

Отсюда лучше всего видно северные постройки: королевский мавзолей, фарфоровый вихарн (зал для принесения клятвы) и библиотеку (все они закрыты для посетителей). От восточной стороны храма вы сможете увидеть ряд из восьми округлых прангов, каждый из которых отделан керамикой своего цвета. Эти пранги, когда-то охарактеризованные Сомерсетом Моэмом как «чудовищные овощи», расположенные с севера на юг, олицетворяют Будду, буддистское священное писание, монашество, женское монашество, Будду достигшего просветления, но не проповедующего, предыдущих императоров, бодхисатву и будущего Будду.

Пранги Храма Изумрудного Будды

В середине террасы, выложенной тёмно-зелёной мозаикой из смальты, Рама I построил библиотеку Пхра-Мондоп (Phra Mondop), чтобы хранить здесь «Трипитака», священную буддистскую книгу. Внутри расположен знаменитый перламутровый кабинет и циновки из чистого серебра, но это помещение никогда не открывается. Четыре памятника в каждом углу Пхра-Мондоп символизируют девять королей Чакри, старинная корона олицетворяет самого Раму I, а символ нынешнего короля – солнце. Вокруг памятников стоят бронзовые статуи, изображающие принадлежавших королям белых слонов удачи, у каждого из которых написано его имя и родословная.

В северной части Пхра-Мондоп Рама IV построил модель Ангкор-Вата (Angkor Wat), изумительного храма в Камбодже, который во время его правления (1851-1868) принадлежал Таиланду. В западной части террасы ослепляет великолепием чеди Пхра-Си-Ратана (Phra Si Ratana Chedi), которую Рама IV воздвиг для хранения фрагмента грудной клетки Будды.

  • Фрески Храма Изумрудного Будды

Внутри храма тянутся сводчатые галереи с фресками, изображающими эпизоды из «Рамаяны». Все, даже незначительные, сцены из этой древней истории победы Добра над Злом запечатлены на стенах построек, которые выступают в качестве фона. На них в светлых, мягких тонах тщательно прорисованы пейзажи. Из-за губительного воздействия влаги ни одна из работ времён Рамы I не дожила до наших дней в первозданном виде. Фрески непрерывно реставрируются, и поэтому вы легко можете встретить художника, работающего с одной из картин. Вся история рассказывается на 178 панелях, которые подписаны и пронумерованы на тайском языке. Начинаются фрески от середины северной стены.

В первом эпизоде отшельник во время работы в поле находит маленькую Ситу, главную героиню, которая плыла в золотой урне на листе лотоса. Отшельник приносит её в город. Кульминация произведения отражена на панели 109, где главный герой Рама убивает десятиголового демона Равана (Тотсагана), и все женщины вражеского города оплакивают его смерть. На панели 110 тщательно изображена похоронная процессия, а на 113 фреске вы увидите сами похороны: с акробатами, шпагоглотателями и канатоходцами.

В промежутке – фреска, на которой Сита, жена Рамы, должна пройти сквозь огонь, чтобы доказать, что она хранила верность мужу все четырнадцать лет плена у Тотсагана. Если вы не в силах обойти все фрески, вы можете посмотреть только конец истории, на первой слева панели, где Рама устраивает в честь победы парад и раздаёт дары.

  • Музей Храма Изумрудного Будды

Музей Храма Изумрудного Будды расположен перед Небесным дворцом. В XIX веке в этом здании находился Королевский монетный двор, а теперь в нём можно увидеть интересные коллекции артефактов, связанных с Изумрудным Буддой, а также архитектурные ценности, найденные на месте Королевского дворца во время реставрации в 1980-х годах. Среди самого интересного можно назвать кости нескольких королевских белых слонов, а на втором этаже вы найдёте первые костюмы Изумрудного Будды, а также две хорошие масштабные модели Королевского дворца.

Одна изображает дворец таким, какой он сейчас, а другая – таким, каким он был, когда его только построили. Кроме того, на втором этаже находится плита из серого камня, на которой, по преданию, в XIII веке сидел и учил своих последователей великий король Сукхотайя. Эту плиту во время своего монашества отыскал Рама IV. Он привёз её в Бангкок и на коронации использовал в качестве трона.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*