Гигантский храм Калабша нависает над озером Насер около западного края высотной плотины. Он оказывается то на мысу, то на острове в зависимости от уровня воды. Между ним и плотиной расположено своего рода кладбище из разбитых лодок и рыбных останков, усиливающее производимое им впечатление заброшенности. Главный храм был перенесён сюда из Талмиса (впоследствии известного как Калабша), который находится в 50 километрах к югу от Асуана.
Этот проект финансировала Германия. Здание было разрезано на 13 тысяч блоков и восстановлено на новом месте в 1970 году вместе с другими памятниками Нубии. Строго говоря, название «Калабша» в большей степени относится к исходному месту расположения памятника, нежели к самому храму. Последний был назван в честь бога Мандулиса и исторически никак не связан с двумя меньшими по размеру памятниками, перенесёнными сюда из других мест Нубии.
Содержание статьи
Прибытие к храму (такси, поезда и моторные лодки)
1). Такси – лучший способ добраться до Калабши и вернуться назад. По официальным расценкам поездка туда и обратно из Асуана стоит 25 фунтов за четырёхместное такси и 35 фунтов за семиместный «Пежо». Ещё лучше включить Калабшу в специальную экскурсию, охватывающую также остров Филе, Асуанские плотины и неоконченный обелиск, которая займёт у вас полдня;
2). Если вы предпочитаете более экономный путь, можно проехать на поезде до остановки Саад аль-Али, после чего пройти пешком или, поднявшись на дамбу, сразу перейти на другую сторону озера (всего около 10 километров);
3). Моторные лодки отвезут вас в Калабшу и назад за 25 фунтов (при полной загрузке лодки, рассчитанной на 6-8 человек). На посещение памятника (ежедневно летом 7:00-17.00; зимой 7:00-16:00) отводится час, что вполне достаточно. Билеты продаются в самом храме.
Храм Мандулиса (Калабша)
Храм Мандулиса/Калабша – это эллинистическо-римская версия более раннего сооружения XVIII династии, посвящённого нубийскому богу плодородия Марулу, которого греки называли Мандулисом. Во времена Птолемеев египетское господство над Нубией было довольно призрачным и зависело от доброй воли могущественной нубийской державы с центром в Мероэ возле Четвёртых порогов в 400 километрах к югу от Абу-Симбела.
Ненадолго вернув прежнюю силу империи, римляне при Диоклетиане оставили большую часть Нубии, пойдя на сделку с местными правителями, обязавшимися охранять южную границу Египта. Храм, бывший частью последнего имперского города к югу от Асуана, сохранил свидетельства такого рода опеки со стороны местных князей и государств, наследовавших царство Мероэ. Последнее распалось, не выдержав грабительских набегов блеммиев (около 550 года нашей эры), группы кочевых племён, которые, возможно, являются предками современных беджа.
Дорога, двор и фасад храма Мандулиса
Приближаясь к построенному из песчаника храму с обратной стороны, вы никогда не узнаете, сколь сильное впечатление производит каменная мощёная дорога, идущая от самого берега и использовавшаяся паломниками в те дни, когда Калабша была местом исцеления, как Идфу или Дендера. По неизвестным причинам низкий пилон храма стоит под небольшим углом к зданию. Этот изъян компенсируется наличием трапециевидного двора, колонны которого расположены теснее друг к другу с более короткой южной стороны.
Первая группа достойных упоминания рельефов встречается на фасаде гипостиля в дальнем конце двора. Традиционная композиция слева от входа представляет Хора и Тота, окропляющими царя священными водами. Зато на правой стене выбит указ, запрещающий пускать в храм свинопасов с их животными (издан в 249 году нашей эры). Здесь же находятся большой рельеф с изображением всадника в римском одеянии, принимающего венок из рук крылатой Победы, и текст на убогом греческом, восхваляющий Сикло, христианского правителя царства Мероэ, за отражение очередного набега блеммиев.
Гипостиль и святилище храма Мандулиса
Гипостиль, лишённый к настоящему времени крыши, примечателен своими колоннами с богато украшенными капителями в виде цветов. Вызывают интерес и несколько рельефов на задней стене. Слева от входа кто-то из Птолемеев подносит венцы Хору и Мандулису, а Аменхотеп II (основатель храма XVIII династии) совершает возлияния Мандулису и Мину. С противоположной стороны безымянный царь повергает врага пред лицом Хора, Шу и Тефнут.
В следующем вестибюле обратите внимание на фигуры, персонифицирующие египетские номы, размещённые под изображением царя, предлагающего вино Осирису и дары полей Исиде и Мандулису (около лестницы, ведущей в пронаос или внешний вестибюль), и не слишком часто появляющееся изображение обожествлённого Имхотепа (ниже на левой стене храма или внутреннего вестибюля).
Святилище по размеру походит на вестибюли. Как и в них, здесь некогда стояли две колонны. На задней стене вы можете обнаружить (слева направо) императора, подносящего лотосы Исиде с юным Хором и молоко Мандулису с Уаджит, а затем курящего фимиам первым двум и подносящего лотосы вторым.
Культовой статуи бога не сохранилось, однако Мандулис вновь появляется в обеих частях изображения, покрывающего заднюю стену храма: в роли царя, с короной фараона, скипетром и знаком анх (справа), и в виде бога, чью украшенную рогами барана корону венчают солнечный диск, урей и страусиные перья (слева).
Из внешнего вестибюля храма можно попасть к лестнице, ведущей на крышу, где находится уменьшенная версия святилищ Осириса, обнаруженных в других комплексах. Вид на озеро Насер и высотную плотину поверх храмового двора открывается просто ошеломляющий. Небольшой проход между зданием храма и окружающей его стеной ведёт к неплохо сохранившемуся ниломеру.
Павильон Кертаси и Бейт аль-Вали
Восстановленный на берегу озера в одно время с храмом Калабша павильон Кертаси кажется грубой копией «Ложа фараона» в Филе. На самом деле он был перенесён сюда из другого древнего поселения, находившегося в 40 километрах к югу от Асуана. Если не считать прекрасных видов на озеро Насер, это здание эллинистическо-римской эпохи примечательно двумя уцелевшими колоннами с головой Хатхор, на которых богиня выглядит скорее как представитель семейства кошачьих, нежели как корова.
Обратите внимание на женщин во внешнем дворе, молящих о милости, в то время как Рамсес уводит в плен их мужчин, и нубийцев, платящих дань в виде золота, слоновой кости, леопардовых шкур, перьев и даже одного страуса. Древнейшим монументальным памятников затопленной Нилом части Нубии является храм, раскопанный в холме близ храма Калабша. Сооружённый в изначальном виде при Рамсесе II, который оставил свои следы по всей Нубии, этот крестообразный вырезанный в скале комплекс известен под своим арабским именем Бейт ал-Вали (Дом праведника).
Пострадавшие от непогоды рельефы, окружающие его узкий двор, изображают победы фараона над нубийцами и эфиопами (слева), ливийцами и азиатами (справа). Изображения в поперечном зале, напротив, хорошо сохранились. Краски на них до сих пор остаются яркими. Здесь Рамсес совершает жертвоприношения пред лицом Исиды, Хора и Асуанской триады (Хапи, Сатет и Хнума). В святилище богини кормят его грудью. Находящаяся там ниша хранит изуродованные культовые статуи трёх божеств.