Пока нет оценок
Загрузка Загрузка...

Храм Пханом Рунг в Таиланде

К востоку от провинции Накхонратчасима раскинулась выбеленная равнина, целостность которой лишь иногда нарушает какой-нибудь маленький городок, а если вы путешествуете по трассе Highway 24, то вдобавок сможете полюбоваться восхитительной туманной горной цепью Пханом Дангкрек (Phanom Dangkrek), встающей на горизонте на юге. Говорят, стоит соскочить с автобуса на Сурин и сделать крюк к восхитительным кхмерским руинам: Прасатам Хин Кхао Пханом Рунг (Prasat Hin Khao Phanom Rung) и Муанг Там (Prasat Muang Tam).

Построенные в одно время с Пхимаем, и с теми же целями, эти храмовые комплексы образуют ещё два звена в цепи, которая когда-то связывала кхмерскую столицу с границами империи. Впечатляюще расположенный на вершине потухшего вулкана Пханом Рунг был красиво реконструирован, а не так давно отреставрированный храм Муанг Там лежит на равнине внизу.

Замок храма Прасат Пханом Рунг в Таиланде

Прасат Хин Кхао Пханом Рунг в Таиланде

Прасат Хин Кхао Пханом Рунг (Prasat Hin Khao Phanom Rung) считается отличным образцом кхмерской архитектуры в Таиланде. Его украшает бесчисленная затейливая резьба, а его постройки из песчаника и латерита так тщательно выровнены, что в 15-й день нарастающей луны в 5-й месяц по лунному календарю вы можете встать у самой западной гопуры и увидеть восходящее солнце сквозь все 15 дверей. В этот день (обычно в апреле) отмечается фестиваль, во время которого устраиваются парады на всём пути по горе к прасату.

Считается, что эта традиция существует уже 8 столетий. Как и в случае с большинством кхмерских храмов, строительство являло собой непрерывный процесс, затянувшийся на правление нескольких королей. Самые ранние постройки датируются началом X века, а последние добавления предположительно были сделаны на 300 лет позже, незадолго до того как храм был заброшен. Сердце храма было создано в средине XII столетия, в раннем ангкорском стиле.

Его постройка приписывается местному правителю Нарендрадитайе и его сыну Хиранье. На дверных перемычках внутри храма предположительно изображается становление Нарендрадитайи правителем. Он был последователем культа Шивы – секты, которая практиковала йогу и поклонение огню, а алкоголь и секс были частью ритуалов. Всё это отображает резьба храма. Реставрация храма началась в 1971 году и продолжалась 17 лет. Результат впечатляет и даёт наиболее полное представление о кхмерской архитектуре Таиланда.

Необычайные впечатления от храма можно существенно дополнить, если вы сможете разобраться в планировке и символизме, поэтому перед посещением стоит потратить 20 минут на замечательный, похожий на музей, информационный центр для туристов Пханом Рунг, который находится на автостоянке у ворот № 1 (ежедневно с 9.00 до 16.00; бесплатно). Благодаря экспозиционным стендам, здесь вы сможете узнать многое о конструкции храмов, иконографии и реставрации. Также на выставке есть экспонаты из Муанг Тама (Muang Tam)и других близлежащих кхмерских руин и есть отдельная комната для детей, где их смогут занять, пока вы будете на выставке.

Один из мостов с нагами храма Пханом Рунг

Осмотр храма Пханом Рунг в Таиланде

Путь к Прасату Хин Кхао Пханом Рунг (Prasat Hin Khao Phanom Rung) (ежедневно с 6.00 до 18.00; 40 батов) – наиболее впечатляющее в своём роде путешествие. Восхождение во внутренние помещения, символизирующее путешествие с земли в небесный дворец богов, глубоко метафорично. По протянувшейся на 200 метров дороге, мощённой латеритом и песчаником, с лотосовыми колонами по сторонам, вы идёте до края света. Впереди стоит главный пранг, символизирующий гору Меру, обиталище богов, возвышающийся над стенами галереи и куда можно попасть только по первому из трёх мостов с нагами.

Это приподнятая крестообразная конструкция с 16 балюстрадами с нагами, у каждого из которых пять голов. Переходя через мост, вы как бы преодолеваете пропасть между землёй и небесами. Серия лестничных пролётов восходит к восточному входу в небесный дом. Сначала лестница идёт мимо четырёх прудов, которые предположительно служили для ритуального очищения. Второй мост с нагами ведёт к восточной гопуре, входу во внутреннее святилище, увенчанное фронтоном с вырезанным Индрой (богом востока), который сидит на львином троне.

Эта гопура – главный проход через галерею, которая идёт вокруг внутреннего комплекса и имеет один главный и два второстепенных входа с каждой стороны. Часть галереи восстановлена и снова представляет собой крытую конструкцию со сводчатой каменной крышей, маленькими внутренними помещениями и ложными окнами. Настоящие окна не выдержали бы тяжести массивной каменной крыши. Таким образом, ложные окна, которые сохранили изысканные пилястры, стали эстетически приемлемым компромиссом. Маленькие помещения, возможно, использовались для демонстрации и хранения артефактов.

Изображение танцующего Шивы в храме Пханом Рунг

Главный пранг храма Пханом Рунг в Таиланде

Храм Пханом Рунг на удивление компактен. Восточная гопура ведёт почти прямо к главному прангу, который отделён от неё последним мостом с нагами. Над восточным входом в пранг следит за происходящим танцующий Шива, сохранивший в целости и сохранности 9 из 10 рук, а на перемычке вырезан рельеф с лежащим Вишну. Это изображение Вишну имеет несколько противоречивую историю. Украденное с этого места в начале 1960-х годов, оно таинственным образом вновь появилось как экспонат, пожертвованный Художественному институту в Чикаго.

Более 10 лет члены университетского совета отказывались вернуть этот шедевр Таиланду, но когда в 1988 году реставрационные работы в Пханом Рунге близились к завершению, в дело включился тайский народ и институт, наконец, уступил. Рельеф изображает распространённый индусский миф, известный как «Спящий Вишну в молочном море вечности». Согласно мифу, Вишну снится новая Вселенная, а Брахма (четырёхликий бог, устроившийся на верхушке лотосового цветка, который растёт из пупка Вишну) осуществляет его сны на практике.

Фронтон над этим знаменитым рельефом украшает прекрасная резьба, изображающая Шива Натараджа, или Танец разрушения Шивы. Шива танцует на горе Кайлаш перед несколькими другими богами, включая Ганешу, Брахму и Вишну. О чём повествуют самые интересные изображения на перемычках пранга, вы узнаете из подписей. На одной перемычке, над второй (внутри) дверью, предположительно изображается вступление в должность правителя построившего пранг Нарендрадитайи. Из других повторяющихся в украшении пранга фигур наиболее важной является голова льва Кала, также называемого Киртимукха.

Он символизирует как лунное, так и солнечное затмение и поскольку он мог «проглотить» солнце, то считается самым главным среди других богов планет. Внутри пранга преклоняет колени почти в натуральную величину выполненная статуя, транспортного средства Шивы, быка Нанди, за которым стоит всемогущий лингам Шивы, ради которого и был изначально построен пранг. Канал из камня, который идёт от лингама и выходит с северной стороны пранга, был сделан, чтобы собирать священную воду, которая омыла сакральный камень.

Две грубо высеченные из латерита библиотеки стоят рядом с главным прангом в северо-восточном и юго-восточном углах, сохранились два кирпичных пранга начала X века, которые расположены немного северо-восточнее главного пранга. Незаконченный пранг ной (малый пранг) в юго-западном углу в настоящее время хранит каменный след ноги Будды, который стал объектом совершения добрых дел и участвует в ежегодных празднествах в апреле, тем самым искусно связывая старые и новые религиозные обряды.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*